Уже у трех-четырехлетнего ребенка формируется некий первоначальный «образ Я». Он состоит из определенной суммы знаний о себе и самооценки. Пройдя младенческий возраст, ребенок попадает в более разнообразную социальную среду, где его самооценка начинает формироваться под влиянием того, каким его видят другие люди – взрослые и товарищи по играм – и какова переданная ему обратная связь о нем.
Ученые пришли к выводам, что:
● Если родители внимательны к ребенку, открыты и заботятся о нем, то этим они создают ему безопасную среду роста, что, в свою очередь, способствует формированию у ребенка более высокой самооценки. Ребенок вырастает уверенным в себе и уважающим себя и других. Он относится к себе положительно и верит в свои способности. Он способен радоваться
успеху других людей, готов постоять за свою точку зрения и признать свои ошибки.
● Более низкая самооценка и отрицательное отношение как к себе, так и к другим связаны с недостаточной поддержкой и заботой родителей. В худших случаях дети испытали эмоциональный холод, отторжение и враждебность. Признаками провала являются самообвинение и повторное болезненное переживание прежних неудач. На ребенка могут оказывать слишком сильное влияние и другие люди, в результате чего он боится высказывать свое мнение.
Текст: Хелве Саат, психолог
Как формировать самооценку ребенка и научить его ценить себя?
Выражайте свои положительные чувства:
● ты очень дорог/а мне
● мне нравится быть с тобой вместе
● я горжусь тобой
● я очень рад/а тебе
● ты доставил/а мне столько радости
● я люблю тебя
При похвалах будьте конкретны:
● как хорошо у тебя это получается!
● мне нравится, как ты...
● с тобой очень весело, потому что ты...
● ты действительно хороший друг – смотри, как ты...
● спасибо тебе, что...
● ты очень симпатично выглядишь
Признавайте усилия и достижения ребенка:
● ты действительно постарался/постаралась
● я видел/а, что ты старался/старалась
● начиная с прошлой недели я заметил/а большой шаг вперед...
● ты можешь гордиться собой, потому что...
Побуждайте своего ребенка браться за те задачи, которые подвергают его способности испытаниям.
Не используйте выражения, которые плохо воздействуют на самооценку ребенка:
● не осуждайте – ты ведешь себя как младенец
● не навешивайте ярлыки – ты ленивый/ленивая; ты - причина ссоры; ты даже не стараешься; знаю я тебя
● не сравнивайте своего ребенка с другими – твоя сестра в такой ситуации...; Миша никогда не обращался бы так со своей мамой; я в твоем возрасте...
● не преувеличивайте и не обобщайте – всегда ты...; ты никогда не можешь сделать ничего правильно; из тебя никогда не получится...
● не иронизируйте над возрастом ребенка – вот когда ты станешь взрослым/взрослой...; довольно наивно с твоей стороны
● не будьте саркастичны – и этот ворох бумаг ты называешь тетрадями?
● не создавайте в своем ребенке чувства вины – ты вгонишь меня в могилу; посмотри на мои седые волосы
● не предсказывайте – из тебя вырастет...; ты никогда не будешь...; однажды ты пожалеешь...
NB! Высказывания превращаются в оскорбления, если они сопровождаются осуждающим языком тела (саркастическая или высокомерная улыбка, агрессивный тон голоса, вздох страдальца/страдалицы, покачивание головой, нахмуренные брови и т. д.)
Помогите ребенку научиться понимать себя путем рассуждений:
Как ты полагаешь...?
Что тебе больше нравится...?
Что тебе в этом нравится...?
Что ты почувствовал/а...?
Защищайте своего ребенка от несправедливости:
● скажите, что это была не его ошибка (знайте, что большинство детей полагают автоматически, что они виноваты, если причинили боль кому-то, кого они любят и в ком нуждаются)
● выскажите, что произошедшее было несправедливым
● покажите, что Вы сильны и можете защитить ребенка или можете помочь ему защитить себя
Делитесь ответственностью и доверием:
● позволяйте свои детям помогать Вам
● не вмешивайтесь сразу, если увидите, что ребенок не очень хорошо справляется с чем-либо, этим Вы покажете свое доверие
● заверьте ребенка, что верите в него (я знаю, что ты справишься с этим)
Комментариев нет:
Отправить комментарий